14.11.2014
12 ноября 2014 г. Общероссийский чемпионат стоматологического мастерства в номинации «Клиническая пародонтология» г. Москва. Ручьёва Наталья Викторовна, ведущая пародонтологический прием в стоматологической поликлинике Алтайского Государственного Медицинского Университета стала лауреатом Всероссийского конкурса клинического мастерства по пародонтологии.

17.07.2014

Перфорации полости зуба – казнить или помиловать?

В нашей стране еще на протяжении многих лет врачи-стоматологи будут нести груз использования не самых совершенных технологий. При этом я ни в коей мере не ругаю отечественную «советскую» стоматологию. Даже в тех не самых благоприятных условиях врачи старались работать эффективно. В наследство нам досталось большое количество работ с использованием импрегнационных методов эндодонтического лечения (пресловутого резорцин-формалинового метода). Спустя десяток-другой лет возникает необходимость повторного лечения, зачастую под ортопедические конструкции и вот тут-то и возникают проблемы. Основные осложнения при проведении повторного эндодонтического лечения – это перфорации дна полости зуба или корня. Такие перфорации могут возникать при нехирургических методах лечения корневых каналов или в процессе препарирования под различные виды ортопедических конструкций. В результате возникает хроническая воспалительная реакция периодонта, характеризующаяся формированием грануляционной ткани, что может привести к необратимому разрушению зубоальвеолярного прикрепления и потери зубов. В зависимости от особенностей клинической ситуации устранение подобных перфораций проводят нехирургическими и хирургическими методами. Когда повреждение затрагивает уровень фуркации корня, прогноз лечения бывает сомнительным, но, как правило, благоприятным, в том случае, если проведена тщательная диагностика и лечение с герметичным заполнением биосовместимым материалом. На результат влияют локализация, размер перфорации и время ее контаминации.

Для закрытия перфораций применяют широкий спектр различных материалов. Идеальный материал для лечения перфораций корня должен быть нетоксичным, гидрофобным, рентгеноконтрастным, бактериостатичным и бактерицидным, а также обеспечивать герметичное закрытие перфорации для предотвращения микроподтекания. Материалом в достаточной степени отвечающим этим требованиям является МТА (минералтриоксидагрегат). Он показал хорошие результаты лечения при ретроградном пломбировании, прямом покрытии пульпы, апексификации, резорбции корня, восстановлении латеральных перфораций и перфораций в области фуркации корня. Эффективность данного материала объясняется его высокой биосовместимостью, низкой индукцией воспаления, растворимостью, способностью к созданию герметичного слоя между пульповой камерой и периодонтальными тканями, стимуляцией регенерации. Последние из данных свойств достигаются благодаря антимикробному действию и высокому уровню pH MTA (порядка 9,0). Таким образом, стимулируется формирование цемента корня и костной ткани, что, в свою очередь, делает возможным восстановление периодонтальной связки вокруг участка повреждения.

Использование МТА в клинической практике позволило существенно расширить возможности эффективного сохранения зубов в клинически сложных случаях и повысить уровень лечения и реабилитации наших пациентов.

Вернуться к списку советов